Семейные формы устройства детей-сирот

В соответствии с Законом Республики Беларусь о правах ребенка каждый ребенок имеет право жить в семье. Только семья способна сделать ребенка счастливым, окружить его заботой и вниманием, создать необходимые условия для гармоничного развития.

Существуют различные формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление — наиболее благоприятная форма устройства ребенка в семью, так как усыновленный ребенок полностью приравнивается в своих правах и обязанностях к биологическому. Усыновить можно ребенка, родители которого умерли, лишены родительских прав, дали согласие на усыновление ребенка, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, умершими.

Опекунская семья является наиболее предпочтительной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Чаще всего опекунами, попечителями становятся родственники несовершеннолетних, что содействует сохранению родственных связей.

Опекун занимается воспитанием ребенка, заботится о нем, защищает права и законные интересы. Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно. На содержание подопечного ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства.

В приемной семье может воспитываться от одного до четырех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемными родителями не могут быть бабушки, дедушки, родные братья и сестры детей.

Приемные родители являются работниками отдела по образованию, с ними заключается договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор.

На содержание воспитанников выплачиваются ежемесячные денежные выплаты.

Детский дом семейного типа — семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей, потерявших родительское попечение, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

При отборе родителей-воспитателей преимущественным правом пользуются граждане, имеющие педагогическое, психологическое или медицинское образование, положительный опыт воспитания детей в качестве родителей, усыновителей, приемных родителей, опекунов (попечителей). Родители-воспитатели получают заработную плату, время работы засчитывается в общий трудовой стаж. На содержание каждого ребенка осуществляются ежемесячные денежные выплаты.

Воспитанники интернатных учреждений могут передаваться в семьи на воспитание в период каникул, выходных, праздничных дней.

Дети имеют возможность познакомиться с нормами и правилами обычной семейной жизни.

Опека, попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняются за руководителями интернатных учреждений. Патронатное воспитание осуществляется безвозмездно. На содержание детей выплачиваются денежные средства.